Глоссарий
Блага

Блага
англ.Goods
Блага - средства удовлетворения человеческих потребностей. Блага разделяются:
- по натуральным характеристикам - на продукты и услуги;
- по степени удаленности от конечного потребления - на потребительские блага и ресурсы;
- по длительности использования - на кратковременные и долговременные;
- по характеру потребления - на частные и общественные.

Антиблаго
англ.Bad
Антиблаго - товар или продукт, обладающий отрицательной полезностью для потребителя.

Бесплатный завтрак
син.Приманка
англ.Free lunch
Бесплатный завтрак - экономический жаргон для обозначения несуществующей выгоды: где бы ни появилась бесплатная выгода, за нее всегда кто-то платит.

Блага Гиффена
син.Парадокс Гиффена
англ.Giffen goods; Giffen paradox
Блага Гиффена - блага, спрос на которые может возрастать по мере роста их цены, в силу того, что эти блага занимают слишком большую долю в ограниченном потребительском бюджете. В результате эффект дохода перевешивает эффект замещения.
Повышение цены на некоторый продукт, составляющий основную долю в бюджете семьи, приведет к тому, что ничего другого семья не сможет себе более позволить и полностью перейдет на этот продукт.

Даровые блага
англ.Free goods
Даровые блага - солнечный свет, воздух и другие блага, необходимость производства и распределения которых не существует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю.

Закон замещения
англ.Law of substitution
Закон замещения - закон, устанавливающий зависимость между двумя благами, потребление одного из которых сокращается при увеличении потребления другого. При этом предельная норма замещения сокращающегося блага возрастает.

Индивидуальные блага
англ.Private goods
Индивидуальные блага - блага, предоставление которых возможно каждому отдельному лицу в связи с тем, что такие блага обладают свойствами исключительности или конкурентности.

Люксовые блага
Люксовые блага - по Энгелю - предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения.

Мотив
англ.Motive
фр.Motif
От лат.Moveo - фактор
Мотив - побудительная причина поведения и действий человека:
- возникающая под воздействием его потребностей и интересов;
- представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Низшие блага
англ.Inferior goods
Низшие блага - блага, которые потребители покупают в меньших или больших количествах при любых ценах, когда их доходы соответственно увеличиваются или уменьшаются.

Нормальные блага
англ.Normal goods
Нормальные блага - блага, потребление которых возрастает с ростом доходов потребителей, что приводит к увеличению спроса на них.

Общественные блага
англ.Public goods
Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п. В противоположность частным благам общественные блага:
- неконкурентны - потребление такого блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное другим; и
- носят неисключающий характер, что не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами.
Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства. Различают общенациональные и местные (локальные) общественные блага.

Объекты гражданских прав
Объекты гражданских прав - в праве - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являются:
- вещи;
- имущественные права;
- работы и услуги;
- информация;
- результаты интеллектуальной деятельности;
- нематериальные блага;
+ иное имущество.
Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Ограниченные блага
син.Экономические блага
англ.Economic goods
Ограниченные блага - блага, которые в связи с их редкостью или ограниченностью необходимо производить и распределять. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. К ограниченным благам относятся практически все блага, за исключением воздуха, солнечного света и некоторых других, предложение которых существенно превышает спрос на них.

Полезность
англ.Utility; Benefit
Полезность - в экономической теории - абстрактная категория, характеризующая меру удовольствия, пользы или удовлетворенности, которые получают люди от потребления благ.

Продукт
англ.Product
Продукт - все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей.

Продукт труда
англ.Product of labour
Продукт труда - материальный результат трудовой деятельности.

Сырье
син.Сырые материалы
англ.Raw; Raw materials
Сырье - предметы труда, подвергшиеся ранее воздействию труда и предназначенные для дальнейшей переработки. Различают:
- первичное сырье: добытая руда, хлопок-сырец и т.д.; и
- вторичное сырье - пришедшие в негодность готовые изделия: металлолом, макулатура и др.

Услуги
англ.Services
Услуги - действия, направленные непосредственно на потребителя.
Услуги - виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта.
Услуги - блага, предоставляемые в форме деятельности.
Услуги - в экономической теории - товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно. Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.

Частное благо
англ.Private good
Частное благо - благо, потребление которого является конкурентным как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

[ 02-05-2024 www.glossary.ru]