Глоссарий
Доки

Док
англ.Dock
Док - искусственное сооружение, предназначенное:
- для осмотра, ремонта и окраски подводной части судна (для докования); а также
- для их постройки и транспортировки.
По назначению различают строительные, ремонтные и транспортные доки.
По конструкции различают наливные, плавучие и сухие доки.

Батопорт
син.Плавучий затвор
Батопорт - конструкция, препятствующая затоплению водой сухого дока через его вход. Батопорт представляет собой плавучую стенку, которая подводится к входу в док толкачом-буксиром или подъемным краном.
Для посадки на порог дока батопорт частично заполняется водой и по мере осушения камеры дока давлением воды прижимается к опорному контуру, герметизируя вход в док.

Док-камера
Док-камера - наливной док, имеющий второй затвор в береговой торцевой стенке и рельсовые пути для перемещения судов на тележках с заводской площадки и обратно.

Докование
Докование - стоянка судна в доке для проведения осмотра, покраски подводной части и выполнения ремонтно-профилактических работ. Постановка судна может производиться на кильблоки, клетки и смешанным способом.

Доковый затвор
Доковый затвор - водонепроницаемое устройство, служащее для отделения камеры сухих и наливных доков от внешней акватории.
Доковые затворы имеет вид створчатых ворот, откатных затворов и батопортов.

Кабестан
Кабестан - ворот для вытаскивания малых судов на слип.

Килевая дорожка
Килевая дорожка - кильблоки, установленные на стапель-палубе дока на расстоянии 1-2 м поперек киля судна по его длине.

Кильблок
англ.Keelblock
Кильблок - днищевая опора судна, стоящего на стапеле или в доке. Кильблок имеет форму параллелепипеда и состоит из стального или железобетонного основания и податливой подушки.

Мокрая ватерлиния
Мокрая ватерлиния - полоса мокрой поверхности борта корабля, введенного в док, которая возникает при откачке воды из дока и свидетельствует о касании судна кильблоков.

Наливной док
Наливной док - док со стапельными площадками для установки судов, расположенными выше уровня воды. При постановке в наливной док:
-1- судно вводится в канал, находящийся между площадками;
-2- затвор закрывается и в камеру дока наливается вода;
-3- судно устанавливается над опорами и при спуске воды садится на них.
Вода со стапельных площадок уходит самотеком, а из канала откачивается насосами.

Плавучий док
Плавучий док - док, состоящий:
- из плоского прямоугольного понтона, на палубе которого (стапель-палубе) размещены опоры для судов; и
- из двух продольных башен дока.
При заполнении водой отсеков плавучий док погружается в воду и обеспечивает ввод судна.
После откачки воды док всплывает и поднимает судно, севшее на киль-блоки, установленные на стапель-палубе дока.

Слип
От англ.Slip - скольжение
Слип - сооружение:
- для подъема судов из воды; и
- для спуска судов на воду.
Слип представляет собой наклонную площадку с уходящими в воду рельсовыми путями, по которым с помощью лебедок и тросов передвигаются тележки с установленным на них судном. После подъема судно перемещается на горизонтальную рабочую площадку.
Слипы:
- применяются при строительстве и ремонте малых и средних судов;
- сооружаются на берегах судоходных рек и в морских портах.

Слипинг-док
Слипинг-док - сооружение для подъема судов на берег по наклонной плоскости с помощью тележек. Различают продольный и поперечный слипинг-доки.

Судоподъем
Судоподъем - подъем на слипе судов при периодических осмотрах и ремонтах их подводной части.

Сухой док
Сухой док - водонепроницаемая бетонированная камера:
- сооруженная на защищенной от волнения акватории;
- расположенная ниже уровня воды;
- отделенная от акватории (плавучим) затвором
При постановке в сухой док:
-1- судно вводят в камеру и устанавливают над опорами;
-2- закрывают затвор;
-3- осушают камеру, в результате чего судно садится на опоры.

[ 07-05-2024 www.glossary.ru]