Глоссарий
Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция
син.Нечестная конкуренция
англ.Unfair competition; Infair competition
Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции:
- демпинг;
- установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;
- экономический шпионаж;
- тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;
- подделка продукции конкурентов;
- ложная информация и реклама;
- махинации с деловой отчетностью;
- нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции;
- коррупция и др.

Антиконкурентная практика
англ.Anticompetition practice
Антиконкурентная практика - нарушение компаниями правил конкуренции. Антиконкурентная практика предполагает завоевание господствующего положения на рынке, ведущего к ограничению доступа на него другим производителям, диктату цен и других условий коммерческой деятельности.

Антимонопольное законодательство
англ.Antimonopoly legislation
Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Асимметричная информация
англ.Asymmetric information
Асимметричная информация - ситуация на рынке, когда продавец или покупатель обладает значительно большей информацией о продукте или услуге, чем соответственно покупатель или продавец.

Грабительское ценообразование
син.Хищническое ценообразование
англ.Predatory pricing
Грабительское ценообразование - незаконная деятельность продавцов, продающих свои товары по ценам ниже их производственных издержек, с целью вытеснения конкурентов с рынка. Обычно товары продаются на уровне предельных или средних переменных издержек.
В США такое ценообразование запрещено Актом Шермана.

Демпинг
син.Бросовый экспорт
англ.Dumping
Демпинг - осуществляемый для вытеснения конкурентов и захвата внешних рынков сбыта вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны или на мировом рынке. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортера или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Конкуренция
англ.Competition
От лат.Concurre - сталкиваться
Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.
Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Контракт с нагрузкой
англ.Tying contract
Контракт с нагрузкой - соглашение на продажу необходимого продукта с принудительным ассортиментом, когда покупатель дополнительно принимает на себя обязательство совершать все покупки ряда других товаров у того же продавца. В США практика контрактов с нагрузкой запрещена Актом Клейтона.

Монополистические действия и ограничение конкуренции
Монополистические действия и ограничение конкуренции - в уголовном праве РФ - преступление в сфере экономической деятельности, объективную сторону которого составляют:
- монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен; а равно
- ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Мошенническое ценообразование
Мошенническое ценообразование - привлечение покупателей ценами более низкими, чем есть на самом деле.

Незаконная деятельность
син.Незаконное рыночное поведение
англ.Illegal conduct
Незаконная деятельность - деятельность предпринимателей, запрещенная либо ограниченная антитрестовскими законодательными актами и ведущая к ограничению конкуренции. К незаконной деятельности относится: фиксирование цен, раздел рынка, ограничение производства.

Ненадлежащая реклама
англ.Unproper advertising; Unapropriate advertising
Ненадлежащая реклама - в РФ - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.

Нечестная конкуренция
Нечестная конкуренция - конкуренция, осуществляемая в рамках закона, но выходящая за пределы этических норм, деловых обычаев, правил и традиций.

Ограничительная торговая практика
англ.Restrictive trade
Ограничительная торговая практика - способы сокращения и устранения конкуренции между производителями аналогичной продукции:
- исключительное дилерство;
- отказ в поставках;
- ценовое сжатие;
- связанные товары;
- скидки по совокупному объему;
- поддержание розничных цен и др.

Переплетающиеся директораты
англ.Interlocking directorate
Переплетающиеся директораты - ситуация совмещения должностей одними и теми же лицами в советах директоров различных корпораций. Считается, что такая ситуация ведет к ослаблению конкуренции между корпорациями.

Призрачная конкуренция
англ.Shadowy competition; Illusory competition; Delusive competition
Призрачная конкуренция - ссылки покупателей на якобы существующие низкие цены на аналогичный товар у конкурентов.

Промышленный шпионаж
англ.Industrial espionage
Промышленный шпионаж - вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность.
УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

Ринг
англ.Ring
Ринг - форма недобросовестной конкуренции; кратковременное соглашение предпринимателей о скупке определенного товара и его задержании на складах с целью взвинчивания цен и получения монопольной прибыли.

Сговор
син.Тайное соглашение
англ.Collusion; Price agreement
Сговор - ситуация, когда фирмы действуют согласованно с целью установить цену и объем производимого каждой из них продукта или определить географический регион, в котором каждая фирма может продавать свою продукцию. Различают открытый и тайный сговоры.

Скупка рынка
англ.Cornering market
Скупка рынка - незаконная практика скупки ценных бумаг или товаров в объемах, необходимых для контроля цен на рынке.

Фиксирование цены
англ.Price fixing
Фиксирование цены - стремление двух и более продавцов достичь соглашения об установлении единой цены.
В США фиксирование цены запрещено Законом Шермана. Даже простое обсуждение цен с конкурентами может послужить предметом судебного разбирательства.

Ценовая дискриминация
син.Дискриминационная монополия
англ.Price discrimination
Ценовая дискриминация - монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта. Обязательными условиями ценовой дискриминации являются:
- отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта;
- наличие у продавца возможности градации покупателей в зависимости от их эластичности спроса на покупаемый товар.
В США подобная ценовая практика объявлена Актом Клейтона незаконной в том случае, когда она ограничивает конкуренцию.

[ 04-05-2024 www.glossary.ru]