Глоссарий
Певческий голос

Певческий голос
Певческий голос - голос при пении, характеризующийся особым произвольным дыханием с быстрым бесшумным ротовым вдохом и замедленным выдохом, а также большим объемом вдыхаемого воздуха.
Звуки певческого голоса:
- имеют точную высоту;
- могут длиться долго;
- проявляются на гласных.
Различают:
- не поставленный (бытовой) певческий голос и
- поставленный (профессиональный) певческий голос.

Атака звука
син.Способ взятия звука
Атака звука -
- либо отчетливость и ясность, с которой берет тон солист; или
- либо точность и четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.
Атака организует работу голосовых складок в начальный момент голосообразования. Различают твердые, мягкие и придыхательные атаки. Профессиональный певец способен сознательно менять способ взятия звука, что позволяет ему сознательно воздействовать на работу голосовых складок, не подчиненных воле человека непосредственно.

Вибрато
итал.Vibrato
От лат.Vibratio - колебание
Вибрато - естественное свойство певческого голоса; легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.

Высокая певческая форманта
Высокая певческая форманта - в оперном пении - наличие в спектре голоса группы высоких обертонов, определяющих его способность звучать в больших залах (полЕтность голоса).

Головной регистр
Головной регистр - самый высокий регистр человеческого голоса. При использовании головного регистра резонатором служит черепная коробка.

Голос
Голос - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата человеком и дышащими легкими животными.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок.
Сила голоса зависит от размаха колебаний голосовых связок.
Тембр голоса зависит от присоединения к основному тону добавочных тонов, возникающих в резонаторной части голосового аппарата.
Человек выражает голосом свои ощущения, чувства и мысли: крик, смех, плач, речь. Голосом также сопровождаются рефлекторные движения мышц гортани: чихание, кашель и т.д.

Грудной звук
Грудной звук - использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка.

Диапазон
Диапазон - звуковой объем певческого голоса, музыкального инструмента, звукоряда, мелодии и т.п. Диапазон определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса, инструмента и др.

Колоратура
итал.Coloratura
Колоратура - способность голоса исполнять быстрые, технически трудные, подвижные пассажи и украшения. Обычно колоратура связана с высоким, легким сопрано.

Низкая певческая форманта
Низкая певческая форманта - в оперном пении - наличие в спектре голоса группы низких обертонов, определяющих его округлость и мягкость звучания.

Опертый звук
Опертый звук - в вокальном искусстве - собранный звук, богатый тембровым красками, хорошо несущийся и округленный.

Опора дыхания
син.Певческая опора
Опора дыхания - координированное взаимодействие дыхательных мышц во время сокращения. Опора дыхания должна быть пластичной, упругой и гибкой. Критерием качества певческой опоры является качество воспроизводимого звука. В вокальном искусстве различают опЕртый и не опЕртый звук.

Певческий регистр
син.Регистр голоса
Певческий регистр - природная характеристика голоса; участок диапазона певческого голоса, характеризующийся единым тембром и единым физиологическим механизмом голосообразования.
В мужском голосе различают:
- грудной регистр в нижней части диапазона, отличающийся силой и богатством звучаний; и
- слабый и бедный по тембру фальцетный регистр в верхней части диапазона.
В женском голосе различают:
- грудной регистр;
- центральный регистр, в котором совмещается головное и грудное звучание; и
- головной регистр в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

Постановка голоса
Постановка голоса - развитие голоса человека для использования в профессиональных целях. В методике преподавания пения для постановки голоса используется совокупность приемов, позволяющих достигнуть:
- максимальную эффективность действия органов, участвующих в певческом голосообразовании;
- правильность функционирования этих органов с точки зрения анатомии, физиологии, акустики и т.п.
Целью постановки голоса являются:
- достижение предельной естественности и свободы звукообразования;
- максимальное расширение диапазона голоса; а также
- увеличение силы голоса, яркости и красочности тембра.
Голос может быть поставлен:
- для оперно-концертного пения;
- для исполнения народных песен;
- для эстрадного пения и т.д.

Профессиональный певческий голос
Профессиональный певческий голос - голос:
- поставленный в интересах профессионального использования;
- имеющий диапазон в две октавы; и
- звучащий ровно на всем протяжении диапазона.
По тембру и высоте различают:
- женские голоса: сопрано, меццо-сопрано и контральто;
- мужские голоса: тенор, баритон, бас;
- детские голоса: сопрано, альт
+ дискант - высокий голос в хоре мальчиков.

Тесситура
итал.Tessitura
От итал.Tessere - ткать
Тесситура - высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Высоким верхним звукам соответствует высокая тесситура и т.д.

Фальцет
син.Фистула
итал.Falsetto
От лат.Falso - поддельный
Фальцет - звук самого высокого (головного) регистра певческого голоса. При пении фальцетом вибрируют только края голосовых связок, между которыми образуется щель. В оперном и концертном пении фальцет служит для особой окраски звука.

[ 04-05-2024 www.glossary.ru]