Глоссарий
Руководители

Руководитель
англ.Leader; Head; Executive; Manager; Chief
Руководитель - работник, принимающий решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления с целью обеспечения эффективного труда производственного коллектива. В круг должностных обязанностей руководителя входит подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления.

Авторитет руководителя
англ.Authority of a leader
Авторитет руководителя - концентрированное отражение в решениях руководителя и сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя. Авторитет руководителя определяется:
- для самого руководителя - силой влияния сотрудников;
- для подчиненных - степенью оказываемого руководителю доверия.

Администрация
От лат.Admmistratio - управление, руководство
Администрация - руководство предприятия; круг лиц, уполномоченных:
- осуществлять оперативное управление;
- выступать в качестве юридического лица;
- официально представлять предприятие.
Обычно к администрации предприятия относят руководителя предприятия (президента), его заместителей (вице-президентов), исполнительных директоров, главного бухгалтера и ведущих менеджеров.

Архетипы руководителей
англ.Manager archetypes
Архетипы руководителей - руководители, имеющие необходимые данные для выполнения той или иной управленческой роли. Обычно различают четыре главных архетипа руководителей: лидер, администратор, плановик и предприниматель.

Взаимная каузация
Взаимная каузация - процесс, в котором руководитель оказывает влияние на поведение и отношение подчиненных, и одновременно подчиненные оказывают влияние на поведение и отношение руководителя.

Власть руководителя
Власть руководителя - концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных принуждающего потенциала, который несут в себе предоставленные руководителю правовые полномочия. Различают формальную и реальную власти руководителя.

Группа руководителей
Группа руководителей - периодически взаимодействующая, но не объединенная общими подразделенческими рамками совокупность руководителей подразделений организации, вступающих между собой в горизонтальные и вертикальные управленческие отношения как на формальной, так и на неформальной основе.

Должность руководителя
Должность руководителя - служебная обязанность (служебное место) руководителя. К руководящим должностям относятся:
- директор, генеральный директор, управляющий;
- заместители директора и главные специалисты;
- начальники и заведующие структурных подразделений организации, а также их заместители.

Круг общения руководителя
Круг общения руководителя - группа лиц, с которыми руководитель вступает в общение. От особенностей круга общения руководителя зависят индивидуальный стиль взаимодействия и основные параметры деятельности всех должностных лиц. Различают три разновидности служебного общения: ближайшее, юридическое и эпизодическое.

Менеджер
син.Управляющий
англ.Manager
Менеджер - наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений.

Одобренное лицо
англ.Approved person
Одобренное лицо - лицо, которое контролирует фирму, но не является ее работником.

Организация труда руководителя
англ.Organization of labour of a leader
Организация труда руководителя - система приемов и методов личной работы руководителя на базе:
- рациональной организации рабочего места;
- создания оптимальных условий труда и отдыха;
- планирования рабочего дня; и
- ликвидации нерациональных этапов выполнения работ и операций.

Персонал управления
син.Служащие
Персонал управления - персонал организации, осуществляющий непосредственное руководство управляемым объектом, выработку необходимых решений и подготовку информации.
Персонал управления создает социально-экономические и организационно-технические предпосылки и условия для эффективного труда членов коллектива, непосредственно занятых выполнением производственных операций.

Рабочее место руководителя
Рабочее место руководителя - место приложения труда руководителя, оснащенное соответствующим оборудованием и другими принадлежностями, необходимыми для эффективного выполнения возложенных на него обязанностей.
Рабочее место руководителя оборудуется в отдельном кабинете и, как правило, состоит из трех функциональных зон: рабочей зоны, зоны совещаний и зоны отдыха.

Распоряжение
Распоряжение - правовой акт, издаваемый единолично руководителем учреждения. Распоряжение является формой доведения до исполнителей оперативных вопросов. Обычно распоряжение имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц.

Резерв руководителей
Резерв руководителей - группа сотрудников организации, обладающих потенциалом для занятия в перспективе руководящей должности, определенная в результате формального селекционного процесса.

Самоменеджмент
Самоменеджмент - последовательное и целенаправленное использование руководителем или специалистом испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур и операций, достижения намеченных целей.

Специфика труда руководителя
Специфика труда руководителя - совокупность специфических особенностей работы руководителя, состоящая в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи руководитель решает, воздействуя на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи.

Управленческое общение
Управленческое общение - общение руководителя с должностными лицами с целью реализации функций управления и изменения деятельности подчиненных. Различают три основные функции управленческого общения:
- выдача распорядительной информации;
- получение обратной информации (обратная связь); и
- выдача оценочной информации (оценка выполнения задания подчиненными).

Фазы служебного пути руководителя
Фазы служебного пути руководителя - по Паркинсону - этапы, которые проходит руководитель в своей трудовой жизни:
-G- пора готовности; G - возраст начала руководящей деятельности;
-B- пора благоразумия; В = G + 3;
-V- пора выдвижения; V = В + 7;
-O- пора ответственности; О = V + 5;
-A- пора авторитета; A = O + 3;
-D- пора достижений; D = A + 7;
-N- пора наград; N = D + 9;
-W- пора важности; W = N + 6;
-M- пора мудрости; М = W + 3;
-T- пора тупика; Т = М + 7 = G + 50.

Характер труда руководителя
Характер труда руководителя - отличительная особенность работы руководителя, связанная с реализацией функции руководства и решением задачи по интегрированию системы управления в единое целое.

Этика руководителя
Этика руководителя - система норм нравственного поведения руководителя, основанная:
- на понимании и учете психологии работников;
- на воспитании личности;
- на культуре управления;
- на умении управлять своими чувствами в процессе личностных взаимоотношений с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.

[ 06-05-2024 www.glossary.ru]