Глоссарий
Сталийное время

Сталийное время
англ.Laytime; Lay days
Сталийное время - время, обусловленное в чартере для погрузки и разгрузки судна. Определяется моментом начала сталийного времени и продолжительностью сталийного времени.

Демерредж
син.Плата за простой
англ.Demurrage
Демерредж - плата за простой судна сверх согласованного времени на выполнение погрузо-разгрузочных операций (сталийного времени). По истечении согласованного сталийного времени каждый последующий день или его часть подлежат оплате фрахтователем по согласованной (в чартере) ставке демерреджа.
Обычно для погрузки и разгрузки раздельно определяют сталийное время и раздельно рассчитывают демерредж.
Демерредж рассчитывается только по тому времени, когда судно находится в распоряжении фрахтователя.

Диспач
англ.Dispatch; Dispatch money
Диспач - вознаграждение, выплачиваемое судовладельцем владельцу груза за досрочное выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Диспач включается в чартер по договоренности сторон.
Размер диспача обычно равен половине демерреджа, предусмотренного чартером.

Исчисление сталийного времени
Исчисление сталийного времени - оговоренный в чартере порядок расчета продолжительности сталийного времени. Сталийное время устанавливается в часах (воскресные и праздничные дни исключаются) при условии, что погода позволяет вести грузовые работы.

Лейдейс
англ.Lay days
Лейдейс - дата наиболее раннего срока подачи судна под погрузку. До этой даты фрахтователь не обязан принимать судно и не несет ответственности за его простой.

Момент начала сталийного времени
англ.Commencement of laytime
Момент начала сталийного времени - момент прибытия судна под погрузку (выгрузку). В чартере момент начала сталийного времени определяется лейдесом (самый ранний срок) и канцеллингом (самый поздний срок). В среднем интервал между канцеллингом и лейдесом составляет 10-11 дней.
По обычаям большинства стран прибывшим считается судно, в отношении которого соблюдены следующие условия:
а) судно находится не только в том порту, но и в том месте (причал, место рейдовой стоянки, часть порта), куда оно должно быть подано по чартеру и где фрахтователь обязан произвести погрузку:
б) судно готово к приему груза: в) судно известило фрахтователя (или его представителя) о прибытии и готовности принять груз.
Счет сталийного времени начинается после выполнения этих условий, причем обычно не сразу после вручения нотиса, а через несколько часов, если он подан до полудня, или, если он подан после полудня - утром следующего рабочего дня.
При перевозке нефтеналивных грузов учет сталийного времени начинают вести по истечении 6 часов после того, как капитан вручил фрахтователю или его агенту письменный нотис о готовности судна к погрузке (выгрузке), независимо от того находится судно у причала или нет.

Продолжительность сталийного времени
англ.Amount of laytime
Продолжительность сталийного времени - количество времени для выполнения грузовых работ.

Сверхконтрсталия
син.Детеншен
англ.Detention
Сверхконтрсталия - время простоя судна сверх предусмотренного контрсталией; фрахтователь обязан оплачивать не только себестоимость содержания судна, но и убытки, которые могут возникнуть у судовладельца из-за задержки судна под грузовыми операциями:
- убытки от того, что судно не сможет выполнить своих обязательств по договору перевозки, заключенному с другим фрахтователем;
- убытки "от потери рынка" - недобор фрахта при снижении конъюнктуры за период простоя;
- упущенная выгода и т.д.

Таймшит
англ.Time sheet
Таймшит - ведомость учета сталийного времени при морских перевозках. Таймшит составляется в каждом порту погрузки и выгрузки судна, подписывается капитаном и представителем фрахтователя. Таймшит является основанием для расчета диспача и демерреджа.

[ 03-05-2024 www.glossary.ru]