Глоссарий
Якоря

Якорь
англ.Anchor
бывш.Анкер
Якорь - устройство для удержания судна или иного плавучего средства на месте.
Действие якоря основано на самозаглублении лап в грунт при попытке протащить его по дну.
Основными характеристиками якоря являются держащая сила якоря и удерживающая сила якоря.
Различают судовые якоря и якоря специального назначения.

Адмиралтейский якорь
Адмиралтейский якорь - якорь, состоящий:
- из веретена;
- из двух рогов с лапами, отлитыми вместе с веретеном;
- из скобы; и
- из штока, устанавливаемого в рабочем положении перпендикулярно веретену в верхней его части.
Масса адмиралтейского якоря составляет 10-3000 кг. В зависимости от типа грунта держащая сила адмиралтейского якоря в 2-8 раз превышает его вес.

Бочка
Бочка - стальной поплавок объемом в несколько десятков куб.м, поддерживающий свободный конец цепи, закрепленный на мертвом якоре. К рыму бочки крепят швартовы или якорную цепь судна. Бочки устанавливаются в гавани или на рейде.

Бридель
Бридель - приспособление для стоянки судов в гавани или на рейде, представляющее собой цепь, один конец которой крепится к мертвому якорю, а другой - к бочке.

Держащая сила якоря
Держащая сила якоря - сила, которую необходимо приложить к единице массы якоря, чтобы выдернуть его из грунта при горизонтальном положении веретена. Держащая сила якоря зависит от конструкции якоря и характера грунта.

Дрек
Дрек - небольшой четырехрогий или двурогий якорь адмиралтейского типа с металлическим складным штоком массой от 6 до 60 кг. Обычно дрек применяется на гребных и малотоннажных парусных судах.

Килектор
Килектор - вспомогательное судно с мощными грузоподъемными устройствами в носовой части:
- для поднятия тяжестей из-под воды;
- для постановки мертвых якорей, противолодочных и противокатерных заграждений, подъема с воды;
- для установки на стенку катеров; и
- для участия в судоподъемных работах.

Кошка
Кошка - четырехлапый якорь небольшого размера и массы.
Кошка - металлическое веретено с отходящими от него 3-4 лапами.

Ледовый якорь
Ледовый якорь - однолапный якорь массой 100-300 кг для зацепления за край щели или лунки, вырубленной во льду.

Мертвый якорь
Мертвый якорь - постоянно установленный в данном месте якорь в виде металлической или железобетонной конструкции, имеющей форму и массу, обеспечивающие нужную держащую силу. Мертвый якорь устанавливается с помощью плавучего крана или килектора. К мертвому якорю крепятся швартовные бочки или плавучие средства навигационного оборудования: буи, вехи, бакены и др.

Пертулинь
Пертулинь - короткая цепь, которая удерживает адмиралтейский якорь за скобу, когда он убран и лежит на якорной подушке, на крамбал-брусе.

Плавучий якорь
англ.Sea anchor; Floating anchor
Плавучий якорь - плавающие за бортом парусиновый конус со стропами или парус, раскрепленный на длинном древке. Плавучий якорь:
- предназначен для уменьшения скорости дрейфа;
- раньше использовался на малых и парусных судах;
- ныне используется на шлюпках и спортивных судах.

Постановка судна на бочку
Постановка судна на бочку - маневр и закрепление судна за бочку, связанную цепью с мертвым якорем. Судно крепится к бочке через скобу бочки швартовным концом, который подается с судна.
Постановка на бочку обеспечивает:
- точность постановки судна в заданном месте;
- уменьшает площадь якорной стоянки группы судов;
- обеспечивает быстрое снятие с бочки;
- сохраняет якорное устройство.

Постановка судна на якорь
Постановка судна на якорь - постановка судна в нужном месте при помощи отдачи якоря или якорей для безопасной стоянки, исключающей возможность посадки судна на мель или сваливания с другими судами от перемены ветра и приливно-отливного течения.

Судовой якорь
Судовой якорь - находящаяся на судне кованая, литая или сварная металлическая конструкция, предназначенная для удержания судна при стоянке на рейдах и других местах якорной стоянки.

Удерживающая сила якоря
Удерживающая сила якоря - сила, удерживающая судно, которое стоит на якоре.
Удерживающая сила якоря есть сумма держащей силы якоря, силы тяжести вытравленной цепи и силы ее удержания грунтом.

Шток якоря
Шток якоря - поперечная перекладина на веретене некоторых якорей. Стационарной или складной шток служит для того, чтобы обеспечить якорю такое положение на грунте, при котором лапы врезаются в грунт.

Шток-тали
Шток-тали - тали, которыми притягивается к борту шток якоря, когда его крепят по-походному.

Якорная скоба
Якорная скоба - скоба для соединения якоря с якорной цепью.

Якорное устройство
Якорное устройство - комплекс механизмов и приспособлений
- для отдачи и подъема якорей;
- для их крепления на судне; и
- для удержания/крепления якорной цепи при стоянке корабля на якоре.
Якорное устройство состоит из становых и вспомогательных якорей, якорных цепей, шпилей (брашпилей), клюзов, якорных стопоров и цепного ящика.

Якорный канат
Якорный канат - гибкая связь (цепь или трос) между якорем и корпусом судна, с помощью которой якорь отдается и затем поднимается из воды.

Якорь Матросова
Якорь Матросова - якорь, состоящий:
- из веретена;
- из двух поворотных широких треугольных лап, примыкающих к веретену; и
- из скобы якоря.
По бокам якоря Матросова сделаны приливы (штоки), которые предохраняют якорь от опрокидывания.

Якорь Терещенко
Якорь Терещенко - вариант якоря Холла, но имеющий шаровое поворотное веретено с лапами, что улучшает ориентацию лап на грунте и упрощает конструкцию.

Якорь Холла
Якорь Холла - якорь с поворотными лапами, состоящий:
- из веретена прямоугольного или круглого сечения;
- из головы с лапами;
- из штыря, на котором вращается голова; и
- из штифтов, удерживающих штырь и веретено в голове.
Держащая сила якоря Холла в 3-4 раза превышает массу якоря.

Якорь мины
Якорь мины - устройство, служащее для удержания мины на месте после ее постановки. В некоторых случаях в якорях мин располагаются приборы и механизмы, обеспечивающие автоматическую установку мин на заданное углубление.

[ 20-05-2024 www.glossary.ru]