Анкета - составляемый аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на
которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить
общественное мнение. Анкета самостоятельно заполняется опрашиваемым по указанным в
ней правилам.
Различают прямые, домашние, почтовые, прямые групповые и другие анкеты.
Анкетер
Анкетер - участник социологического опроса, обеспечивающий работу респондента с
анкетой в соответствии с требованиями инструкции, разработанной организаторами
исследования.
Анкетирование работников - письменный заочный опрос работников с целью изучения их
мнения и оценок тех или иных сторон действительности, мотивов их поведения.
Анкетирование работников применяется при изучении:
- причин и мотивов текучести;
- степени удовлетворенности трудом;
- уровня притязаний работника;
- эффективности организации труда;
- отношения к труду;
- психологического климата в коллективе и других проблем.
Анкетное наблюдение
Анкетное наблюдение - статистическое несплошное наблюдение, предполагающее раздачу
определенному кругу лиц особых анкет с перечнем вопросов. Анкетное наблюдение
предусматривает неполный возврат анкет.
Анкетный метод изучения профессиональных качеств работника
Анкетный метод изучения профессиональных качеств работника - получение информации о
профессиональных интересах человека с помощью специально разработанных анкет.
Анонимность
Anonimity
От греч.Аnonymos - безымянный
Анонимность - методологическое требование, согласно которому респондент не
идентифицируется, во избежание возможного использования полученных данных против
его личных интересов.
Вилочный опрос
Forked survey
Вилочный опрос - опрос, проводимый с помощью двух вариантов одной анкеты,
предлагающихся двум выборочным совокупностям населения.
Групповой опрос
Аудиторный опрос;
Групповое анкетирование
Групповой опрос - методическая и организационная разновидность анкетирования,
состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном
помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
Индивидуальное анкетирование
Индивидуальное анкетирование - анкетирование, не предусматривающее общности места и
времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. Обычно индивидуальное
анкетирование проводится по месту жительства, когда анкетЕр, объяснив респонденту
правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по мере надобности
консультирует по технике заполнения.
Интервью - в социальных исследованиях - целенаправленная беседа, цель которой
состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой. Интервью
позволяет:
- учесть уровень подготовленности и культуры опрашиваемого, его отношение к теме
опроса;
- гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания
ответов на предыдущие ответы;
- ставить дополнительные вопросы и т.д.
Различают свободные и стандартизированные интервью.
Опрос
Survey research;
Poll
Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к
определенной группе людей. Различают
- письменные опросы (анкетирование);
- устные опросы (интервьюирование);
- очные опросы;
- заочные опросы: почтовые, телефонные, и др.
+ экспертные, массовые, выборочные, сплошные и другие опросы.
Опрос работников
Опрос работников - способ получения социологической информации о различных аспектах
удовлетворенности работников работой в организации. Опросы могут проводиться
методом анкетирования или методом интервьюирования.
Панель
Panel
Панель - группа лиц, участвующая в единовременном или периодическом социологическом
опросе.
Почтовый опрос
Почтовое анкетирование
Mail survey
Почтовый опрос - вид заочного анкетного опроса, при котором анкета распространяется
по почте по специально подобранным адресам с просьбой к респондентам вернуть
заполненную анкету исследователю.
Прессовый опрос
Press survey
Прессовый опрос - вид заочного анкетного опроса посредством публикации анкет в
периодической печати.
Респондент
Respondent
От лат.Responsum - ответ
Респондент - участник конкретного социологического исследования, являющийся
источником устной или письменной информации.
Реципиент
Recipient
От лат.Recipiens - получающий
Реципиент - в социологии - участник конкретного социологического исследования,
получающий от респондента устную или письменную информацию.
Статистический артефакт - род артефакта исследования при сборе и обработке
статистических данных.
Статистическое наблюдение
Statistic observation
Статистическое наблюдение - сбор сведений по заранее разработанному плану.
Статистическое наблюдение реализуется:
- посредством отчетности по установленных формам, в установленные сроки; или
- посредством специально организованных обследований.
В зависимости от количества единиц наблюдаемого объекта различают сплошные и
несплошные (частичные) наблюдения
В зависимости от времени регистрации фактов различают:
- текущие (непрерывные) наблюдения; и
- прерывные наблюдения, которое подразделяют на единовременные и периодические.
Степень удовлетворенности работников деятельностью подразделений управления персоналом
Степень удовлетворенности работников деятельностью подразделений управления
персоналом - показатель, оцениваемый при обследовании работников на основании
следующих критериев:
- степень сотрудничества различных подразделений и служб со службой управления
персоналом;
- мнение линейных руководителей об эффективности службы управления персоналом;
- готовность службы управления персоналом к сотрудничеству со всеми работниками при
решении кадровых проблем;
- доверительность взаимоотношений с работниками;
- быстрота, качество и эффективность выполнения запросов, адресуемых службе
управления персоналом;
- оценка качества информации выдаваемой службой высшему руководству.
Уровень удовлетворенности работников организацией
Уровень удовлетворенности работников организацией - количественно - единица минус
У/Р, где У - количество работников, уволившихся из организации по собственному
желанию, Р - среднесписочное количество работников организации за тот же период.
Уровень удовлетворенности работников организацией - качественно - показатель,
оцениваемый на основе анализа мнений работников, выявляемых путем анкетирования или
интервьюирования для выражения реакции работников на кадровую политику организации
и отдельные ее направления.
Ценз
Qualification
Ценз - в статистике - установленные значения характерных признаков, при наличии
которых изучаемые явления и объекты относят к исследуемой совокупности.
Эффект симпатии
Эффект симпатии - желание респондента при ответах пойти навстречу обследователю.