Главные размерения судна - основные линейные размеры судна: длина, ширина, высота
борта, высота надводного борта, осадка. Различают теоретические и габаритные
главные размерения судна.
Главные размерения судна - основные линейные размеры судна: длина, ширина, высота
борта, высота надводного борта, осадка. Различают теоретические и габаритные
главные размерения судна.
Аварийная осадка
Аварийная осадка - расстояние от поверхности воды до нижней точки корпуса судна,
принявшего в отсеки воду в результате повреждения корпуса.
Ватерлиния
Waterline
Ватерлиния - линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего
судна. Различают конструктивную, грузовую и расчетную ватерлинии.
Высота борта судна
Depth
Высота борта судна - вертикальное расстояние, измеренное от киля до первой
непрерывной палубы в середине судна.
Высота надводного борта
Free board
Высота надводного борта - вертикальное расстояние от летней грузовой марки до
первой непрерывной палубы в середине судна.
Габаритные главные размерения
Габаритные главные размерения - совокупность линейных размеров судна, определяющих
возможности:
- плавания судна в ограниченных условиях: через каналы, шлюзы, под мостами, на
мелководье;
- стоянки у причалов;
- постройки на стапелях;
- ремонта в доках и т.п.
Габаритные главные размерения включают длину, наибольшую ширину, высоту и
наибольшую осадку.
Грузовая ватерлиния
Грузовая ватерлиния - ватерлиния, совпадающая с поверхностью воды при полной
загрузке судна и соответствует его максимально допустимой в эксплуатации осадке.
Грузовая ватерлиния отмечается грузовой маркой.
Грузовая марка судна
Load line
Грузовая марка судна - отметка на борту судна, ниже которой судно не должно
погружаться в воду. Грузовая марка судна наносится в соответствии с правилами
Международной конвенции о грузовой марке.
Грузовая марка судна представляет собой круг диаметром 30.5 см, через центр
которого проведена горизонтальная линия, обозначающая границу максимальной осадки
судна летом в морской воде. Рядом с кругом помещаются несколько параллельных
горизонтальных линий, обозначающих максимально допустимую осадку судна в
зависимости от района плавания, времени года и от того, в какой воде (пресной или
морской) совершается плавание.
Дифферент - в мореплавании - наклон судна в продольной плоскости. Дифферент
измеряется углом наклона или разницей между осадкой носа и осадкой кормы судна.
Различают:
- дифферент на нос; и
- дифферент на корму.
Длина судна
Длина судна - элемент главных размерений судна, определяющий его длину. Различают
расчетную и наибольшую длины судна.
Крен - положение судна, при котором его диаметральная плоскость отклонена на
некоторый угол от вертикали к поверхности воды. Крен измеряется:
- углом наклона; или
- разницей между осадками правым и левым бортом.
Легкий груз
Light cargo
Легкий груз - груз, при принятии которого на борт судна заполняется все грузовое
пространство, но ввиду его небольшой плотности судно остается не погруженным в воду
до его грузовой марки.
Магнетизм судна - намагниченность судового железа под действием магнитного поля
Земли.
Магнетизм судна является причиной девиации магнитного компаса. На магнетизм судна
реагируют магнитные и индукционные взрыватели морских мин.
Марки осадки
Марки углубления
Марки осадки - знаки на наружной обшивке в носу, корме и средней части корпуса
судна, наносимые на некотором уровне от киля для определения осадки судна.
Мокрая ватерлиния
Мокрая ватерлиния - полоса мокрой поверхности борта корабля, введенного в док,
которая возникает при откачке воды из дока и свидетельствует о касании судна
кильблоков.
Наибольшая длина судна
Наибольшая длина судна - расстояние между крайними точками носа и кормы.
Наклонение судна
Наклонение судна - наличие крена или дифферента, вызванных:
- перемещением, приемом или расходованием грузов;
- затоплением отдельных отсеков;
- воздействием ветровой нагрузки; а также
- гидродинамичесими силами, возникающими на ходу корабля (ходовой дифферент) и на
циркуляции (крен на циркуляции).
Обозначение и характеристика судна - вступительная часть чартера, обычно
содержащая: флаг, наименование судна, его тип, грузовую характеристику (дедвейт,
валовую и чистую регистровую вместимость), присвоенный судну класс и наименование
регистра, выдавшего свидетельство о классификации.
Осадка "по отметку"
Down to her marks
Осадка "по отметку" - обозначение загрузки судна до его максимальной разрешенной
осадки зимней, летней или тропической грузовой ватерлинии в зависимости от пояса,
где производится погрузка.
Осадка судна
Осадка
Draft of vessel;
Draught-draft
Осадка судна - величина погружения судна в воду, исчисляемая от нижней кромки киля
судна до поверхности спокойной воды. Для определения осадки судна служат
специальные шкалы на носу и на корме судна. Шкала осадки позволяет вести наблюдение
за осадкой судна в процессе погрузки.
При наличии дифферента средняя осадка судна исчисляется путем деления суммы осадок
носа и кормы пополам.
Осадкомер
Осадкомер - прибор для измерения осадки судна. Широко используются осадкомеры на
основе сообщающихся сосудов.
Основные линии теоретического чертежа судна - следы пересечения контуров корпуса и
трех взаимно перпендикулярных плоскостей, проходящих через определенные точки
корпуса судна. Основные линии позволяют определить главные размерения судна.
Полная загрузка и до предельной осадки
Полная загрузка и до предельной осадки - обозначение такой загрузки судна, при
которой объем грузовых помещений полностью заполнен.
Посадка судна
Посадка судна - равновесное положение судна на воде при определенных,
соответствующих этому положению, величинах осадки, крена и дифферента.
Предельная грузовая осадка
Наибольшая грузовая осадка
Maximum draft
Предельная грузовая осадка - осадка грузового судна при минимальной высоте
надводного борта, допустимой для обеспечения безопасного плавания в определенных
условиях.
Предельная грузовая осадка указывается в чартере при фрахтовании судна на порты с
небольшими глубинами или при намерении фрахтователя направить судно к
неглубоководному причалу. Если фактическая осадка окажется больше и потребуется
лихтеровка, то расходы, связанные с лихтеровкой, относятся на счет судовладельца.
Расчетная длина судна
Расчетная длина судна - расстояние между перпендикулярами, проходящими через
крайние точки грузовой ватерлинии в носу и в корме, по которую погружено судно.
Ровный киль
Ровный киль - положение судна на воде без дифферента, когда осадка носом и осадка
кормой одинаковы.
Теоретические главные размерения
Теоретические главные размерения - совокупность линейных размеров судна,
соотношения которых определяют удобство размещения грузов и пассажиров, а также
мореходные качества судна.
Теоретические главные размерения включают:
- длину между перпендикулярами, измеряемую по продольной оси на уровне грузовой
ватерлинии от передней кромки форштевня до оси вращения руля;
- ширину, измеряемую по корпусу в середине длины на уровне грузовой ватерлинии
между наружными кромками шпангоутов;
- высоту борта;
- осадку.
Технико-эксплуатационные характеристики судна
Углубление судна
Углубление судна - расстояние от поверхности воды до нижней точки корпуса или
нижней выступающей части судна.
Углубление судна:
- учитывает дифферент и наличие выступающих частей корпуса;
- определяет возможность проводки судна по мелководью или постановки в док.
Физические поля судна
Физические поля корабля
Физические поля судна - пространство, в котором проявляются физические свойства,
присущие судну как материальному объекту или возникающие в результате его
взаимодействия с окружающей средой.