Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства,
опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении
недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие
конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности
участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Барьеры для конкуренции - факторы, приводящие к ослаблению уровня соперничества по
сравнению с его естественным уровнем, и не связанные с состоянием издержек.
Основными барьерами для конкуренции являются:
- законодательные ограничения, к которым относятся ограничения на иностранную
торговлю, патенты и ограничения на вхождение в отрасль;
- экономические ограничением, к которым относятся дифференциация продукта и др.
Двусторонняя монополия
Билатеральная монополия
Bilateral monopoly
Двусторонняя монополия - рынок, на котором одному монопольному продавцу
противостоит один монопольный покупатель.
Дифференцированные продавцы
Differentiated sellers
Дифференцированные продавцы - продавцы, продающие дифференцированные товары или
услуги. Рынок, состоящий из дифференцированных продавцов, образует
монополистическую конкуренцию.
Дуопсония
Duopsony
Дуопсония - рынок, на котором выступают два покупателя идентичной продукции,
предлагаемой многочисленными производителями.
Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий
финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг.
Избыточная мощность
Excess capacity
Избыточная мощность - ситуация на рынке несовершенной конкуренции, когда фирма
производит меньше, чем могла бы произвести при минимальных затратах. В результате
этого цена на продукт становится выше той цены, какая могла бы быть установлена в
условиях совершенной конкуренции.
Издержки монополистической конкуренции
Costs of monopolistic competition
Издержки монополистической конкуренции - потери производителя, порождаемые выпуском
такого объема продукции, при котором цена ниже предельных издержек, а средние
издержки выше издержек, обеспечивающих окупаемость.
Источники несовершенства рынков
Sources of market imperfection
Источники несовершенства рынков - причины, вызывающие нарушения свободного
конкурентного ценообразования и приводящие к тому, что отдельные производители
получают возможность контролировать цены на производимую ими продукцию. В
экономической теории выделяют две основные причины: состояние издержек и барьеры
для конкуренции.
Средние издержки могут снижаться за счет эффекта масштаба, кроме того, крупные
предприятия имеют более низкие издержки за счет специализации и более эффективной
организации производства. Снижающиеся издержки укрупняют предприятие и вытесняют
конкурентов.
Ищущий цену
Price searcher
Ищущий цену - монополист, выбирающий подходящую цену и объем выпуска. Наличие
свободы выбора проявляется отрицательным наклоном кривой спроса на его продукцию.
Коммунальное предприятие
Предприятие коммунального обслуживания
Public utility
Коммунальное предприятие - в экономической науке - предприятие, обеспечивающее
население водой, электроэнергией, газом и другими товарами и услугами первой
необходимости.
Коммунальные предприятия являются естественными монополистами и их деятельность
регулируется правительством во избежание злоупотреблений монопольной властью.
Манипулированный рынок
Манипулированный рынок - рынок, ценами которого незаконно манипулируют с целью
привлечения покупателей и продавцов, а также извлечения дополнительной прибыли.
Монополист
Monopolist
Монополист - фирма, осуществляющая контроль над ценой и объемами выпуска, что
позволяет ей получать монопольную прибыль.
Монополистическая прибыль
Monopoly profit
Монополистическая прибыль - повышенная прибыль, получаемая за счет ценового
контроля за рынком и производством.
Монополистическое объединение - в советской политэкономии - форма концентрации
капитала безотносительно к строению рынка.
Монополия
Monopoly
От греч.Monos - один + Poleo - продаю
Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем
предложения и на цену товара или услуги;
- отсутствуют близкие заменители товара;
- имеются высокие барьеры входа.
Монополия на рынке
Monopoly on market
Монополия на рынке - ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или
услуг сосредоточено в руках одного продавца. При этом предприятие-монополист
получает возможность самостоятельно регулировать цены, качество продукции, объем
сбыта и другие параметры своей деятельности.
Монопольная цена - рыночная цена, устанавливаемая производителем-монополистом на
уровне, обеспечивающим:
- либо сверхприбыль;
- либо конкурентные преимущества для борьбы за рынки сбыта (демпинг).
Монопсоническое равновесие
Monopsony equilibrium
Монопсоническое равновесие - положение, при котором покупатель ресурса получает
максимально возможную прибыль и минимально возможные издержки. Общим законом для
покупателя является равенство предельных издержек ресурса предельному продукту.
Недискриминирующая монопсония
Nondiscriminating monopsony
Недискриминирующая монопсония - ситуация, когда работодатель:
- платит всем работникам одинаковую заработную плату, равную средним издержкам на
труд; и поэтому
- при найме дополнительного работника должен предложить более высокую заработную
плату, чем он уже платит, и новому работнику и прежним работникам.
Несовершенная конкуренция
Imperfect competition
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители
имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка,
ограничен доступ к информации.
Несовершенная монопсоническая дискриминация
Nonperfect monopsonistic discrimination
Несовершенная монопсоническая дискриминация - ситуация, когда на рынке труда
существуют группы работников, для которых характерны:
- различная эластичность предложения труда; и
- отсутствие возможности перехода из одной группы в другую.
Такая ситуация позволяет монопсонисту нанимать работников разных групп за разную
заработную плату.
Несовершенно конкурентный рынок труда - рынок, на котором:
- занятые на одной фирме составляют основную часть занятых каким-либо конкретным
видом труда;
- этот вид труда является относительно иммобильным либо в силу географических и
других факторов;
- фирма диктует уровень заработной платы.
Олигополия, основанная на сговоре
Collusive oligopoly
Олигополия, основанная на сговоре - форма организации рынка, при которой
олигополистические фирмы, производящие идентичную или гомогенную продукцию,
принимают совместные решения об установлении цены и объема продаж. В результате
такого сговора каждая фирма становится практически естественной монополией.
Погоня за рентой
Rent-seeking behavior
Погоня за рентой - стремление монополистов добиться с помощью правительства
передачи дохода поставщику ресурса за чужой счет или за счет общества.
Положение безубыточности при несовершенной конкуренции
Breakeven position under imperfect competition
Положение безубыточности при несовершенной конкуренции - финансовое положение
предприятия, при котором оно
- может влиять на цену;
- покрывает все свои альтернативные издержки, но не получает прибыли.
Положение безубыточности характерно:
- для монополистической конкуренции - в долгосрочном периоде;
- для закрытой монополии - при эрозии барьеров для конкуренции или при появлении
товаров-заменителей.
Получатель цены
Price taker
Получатель цены - производитель или предприятие, действующие в таких условиях,
которые не позволяют им оказывать влияние на цену продукции, которую они продают.
Предельный доход при несовершенной конкуренции
Предельная выручка при несовершенной конкуренции
Marginal revenue under imperfect competition
Предельный доход при несовершенной конкуренции - дополнительный доход, приносимый
фирме продажей одной дополнительной единицы продукции в условиях сокращающегося
спроса на нее.
При эластичном спросе предельный доход положителен.
При неэластичном спросе предельный доход отрицателен.
В условиях несовершенной конкуренции, когда для продажи дополнительной единицы
необходимо снижать цены, предельный доход сокращается.
Регулирующее агентство
Regularory agency
Регулирующее агентство - государственный или региональный орган, создаваемый для
контроля в интересах общества за устанавливаемыми естественными монополиями ценами
и предоставляемыми ими услугами или выпуском продукции.
Рынок монополистической конкуренции
Рынок монополистической конкуренции - рынок ряда продавцов и покупателей,
совершающих сделки в широком диапазоне цен. На таком рынке действует значительная
неценовая конкуренция.
Сдерживающее ценообразование
Limit pricing
Сдерживающее ценообразование - метод ценообразования в условиях несовершенной
конкуренции, когда продавец назначает цену, которая ниже цены
максимально-прибыльного равновесия для предотвращения вступления в отрасль
конкурентов.
Стратегическое поведение
Strategic behaviour
Стратегическое поведение - поведение фирм, целью которого является влияние на
структуру рынка.
Структура рыночного несовершенства
Structure of market imperfection
Структура рыночного несовершенства - формы организации рынка, образующие
несовершенную конкуренцию. В порядке возрастания степени несовершенства выделяют
три основных типа рыночного несовершенства:
- монополистическую конкуренцию;
- олигополию;
- монополию.
Теория несовершенной конкуренции - теория поведения производителей и продавцов в
условиях, когда и них есть силы, позволяющие им контролировать цены.
Теория регулирования в интересах общества
Public interest theory of regulation
Теория регулирования в интересах общества - предположение, согласно которому цель
регулирования отрасли заключается в защите общества от злоупотребления
естественными монополиями своей властью.
Формирующий цену
Диктующий цену
Price maker
Формирующий цену - продавец или покупатель товара, способный воздействовать на его
цену путем изменения количества предлагаемого к продаже или покупаемого товара.
Ценовая дискриминация - монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же
момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем
разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта.
Обязательными условиями ценовой дискриминации являются:
- отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта;
- наличие у продавца возможности градации покупателей в зависимости от их
эластичности спроса на покупаемый товар.
В США подобная ценовая практика объявлена Актом Клейтона незаконной в том случае,
когда она ограничивает конкуренцию.
Чистая монопсония
Pure monopsony
Чистая монопсония - рыночная ситуация, при которой многим конкурирующим продавцам
противостоит единственный покупатель.
Чистые убытки
Deadweight loss
Чистые убытки - потери общества, связанные с созданием монополией искусственного
дефицита, приводящего к установлению цены, не совпадающей с предельными издержками.
Поскольку общество покупает блага по цене, превышающей предельные издержки, то
полезность, получаемая обществом, меньше затрат общества.
Шумпетерианская гипотеза
Schumpeterian hypothesis
Шумпетерианская гипотеза - о монополии - предположение, выдвинутое Й.Шумпетером, в
соответствии с которым монополия играет ведущую роль в совершенствовании
технологий, несмотря на потери для общества за счет более высоких цен и меньшего
объема производства при одних и тех же издержках.