Стартовая страница
Тематическая группировка Расширить глоссарий Первый глоссарий Предыдущий глоссарий Основные темы Следующий глоссарий Последний глоссарий
 Глоссарий

Звукоряды

Оглавление 

Входы 

Музыкальные лады >

Музыкальный звук >


 

§ Музыка

Звукоряд

Звукоряд - совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке. Обычно звуки располагаются в поступенном восходящем или нисходящем движении (в виде гаммы).

 Выходы

 >> Альтерация


 

Звукоряд

Звукоряд - совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке. Обычно звуки располагаются в поступенном восходящем или нисходящем движении (в виде гаммы).
 >> Альтерация

От лат.Alterare - изменять

Альтерация - изменение высоты ступеней лада или основных ступеней звукоряда посредством повышения или понижения их на полутон или целый тон.

Верхняя медианта

Верхняя медианта - третья ступень мажорного или минорного звукоряда, образующая с тоникой и доминантой интервалы терций. Верхняя медианта тяготеет к доминанте.

Гамма

нем.Tonleiter

Гамма - последовательность звуков внутри октавы, идущая от основного тона через определенные интервалы. Известные системы гамм различаются по числу тонов. Гамма всегда называется по ее первому звуку.

Диатоническая гамма

нем.Diatonischеr tonleiter

Диатоническая гамма - основной звукоряд; последовательность тонов с половинными и целыми интервалами.

Доминанта

Доминанта - пятая ступень мажорного или минорного звукоряда. Доминанта образует с тоникой интервал квинты и является вторым по устойчивости звуком лада. Часто на этом звуке мелодия останавливается в промежуточном движении.

Лад

Лад - система взаимосвязей музыкальных звуков, определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых опорных звуков. Лад выражает соотношение ступеней звуков по высоте и их функциональную взаимосвязь. Соответственно ладовым закономерностям:
- строится мелодия;
- сочетаются звуки в гармонии;
- согласовываются голоса в полифонии;
- складываются тональные отношения между разделами музыкальной формы.

Ладовая модуляция

Ладовая модуляция - модуляция, в которой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноименной тональности.

Мажор

Мажорный лад

нем.Dur

От лат.Major - больший

Мажор - лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие. Обычно музыка в мажорных ладах звучит бодро и жизнерадостно.

Минор

Минорный лад

итал.Minore; нем.Moll

От лат.Minor - меньший

Минор - лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие. Обычно музыка в минорных ладах звучит спокойно, задумчиво или печально.

Отклонение

Отклонение - модуляция, в которой новая тональность не закрепляется надолго и происходит возвращение к первоначальной тональности.

Сопоставление тональностей

Сопоставление тональностей - модуляция без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники. Обычно такая модуляция применяется при переходе к новому разделу формы.

Ступень звукоряда

Ступень звукоряда - один из звуков звукоряда. В диатонической системе ступени нумеруются римскими цифрами:
- I (тоника; Т);
- II (нисходящий/верхний вводный тон);
- III (верхняя медианта)
- IV (субдоминанта; S);
- V (доминанта; D);
- VI (нижняя медианта; субмедианта);
- VII (восходящий/нижний вводный тон).
Главными ступенями лада являются тоника, доминанта и субдоминанта.

Субдоминанта

Субдоминанта - четвертая ступень мажорного или минорного звукоряда.
Субдоминанта:
- образует с тоникой интервал кварты, а с доминантой - интервал секунды;
- является неустойчивым звуком; и
- тяготеет к верхней медианте.

Темперация

От лат.Temperatio - правильное соотношение

Темперация - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звукоряда. При этом некоторые музыкальные интервалы отличаются от их чистых акустических величин.

Тональная модуляция

Модуляция

Тональная модуляция - в теории музыки - переход в другую тональность с закреплением новой тоники.
Модуляция - яркое и красочное выразительное средство музыки.
Модуляции могут быть:
- плавными, постепенными; а также
- резкими, неожиданными.

Тональность

Ладотональность

Тональность - в теории музыки - высота звуков лада, определяемая положением главного тона (тоники) на той или иной ступени звукоряда музыкальной системы. Тональность определяет конкретную высоту звуков лада.

Тоника

Тоника - главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные звуки. Часто мелодия начинается с тоники и завершается на тонике, что создает ощущение стабилизации мелодического движения.

Хроматическая гамма

нем.Chromatische Tonleiter

Хроматическая гамма - гамма, которая содержит только полутонные интервалы и охватывает все 12 тонов октавы.

Целотоновая гамма

Целотоновая гамма - звукоряд, состоящий из целых тонов. Целотоновая гамма представляет собой октаву, поделенную на шесть равных частей.

Энгармоническая модуляция

Энгармоническая модуляция - модуляция, в которой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению его структуры.
Энгармоническая модуляция легко связывает отдаленные тональности и часто производит впечатление неожиданного крутого модуляционного поворота.

  Первый  <<  Предыдущий

 Оглавление глоссария No.1919
(2-е расширение)

Следующий  >>  Последний 

Звукоряд / Альтерация / Верхняя медианта / Гамма / Диатоническая гамма / Доминанта / Лад / Ладовая модуляция / Мажор / Минор / Отклонение / Сопоставление тональностей / Ступень звукоряда / Субдоминанта / Темперация / Тональная модуляция / Тональность / Тоника / Хроматическая гамма / Целотоновая гамма / Энгармоническая модуляция


Библиография  |  webadmin@glossary.ru
Copyright © 2000-2020 «Web-and-Press»

  

Курильский бобтейл;
Служебная библиотека
СИАРЕС

Деловой двор
Бухгалтерский учет для


  


Rambler's Top100
Rambler's Top100