Стартовая страница
Тематическая группировка Расширить глоссарий Первый глоссарий Предыдущий глоссарий Основные темы Следующий глоссарий Последний глоссарий
 Глоссарий

Музыкальные формы

Оглавление 

Входы 

Вокальное искусство >

Вокальные музыкальные формы >

Государственные символы >

Джаз >

Духовная музыка >

Исторические типы оперных спектаклей >

Камерные музыкальные произведения >

Католицизм >

Комедии >

Массовая культура >

Многоголосие >

Музыка >

Музыкально-драматические произведения >

Музыкальные комедии >

Музыкальные произведения >

Народная музыка >

Опера >

Полифония >

Религиозные культы >

Склад музыки >

Торжества >

Хоры >

Циклические музыкальные произведения >

Циклические музыкальные формы >

Эстрадное искусство >


 

§ Музыка

Музыкальная форма

Композиция

Музыкальная форма - композиционный план музыкального произведения, включающий:
- особенности построения музыкального произведения:
- соотношение и способы развития музыкально-тематического материала;
- соотношение и чередование тональностей.
Различают:
- трехчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В-А с повторением в конце начального эпизода;
- двухчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В;
- свободные музыкальные формы и др.

 Выходы

 >> Арии

 >> Вокальные ансамбли

 >> Мадригалы

 >> Народные песни

 >> Песни

 >> Речитатив

 >> Сонатная форма

 >> Формы оперной музыки

 >> Фуги

 >> Хоралы

 >> Эстрадные песни


 

Музыкальная форма

Композиция

Музыкальная форма - композиционный план музыкального произведения, включающий:
- особенности построения музыкального произведения:
- соотношение и способы развития музыкально-тематического материала;
- соотношение и чередование тональностей.
Различают:
- трехчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В-А с повторением в конце начального эпизода;
- двухчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В;
- свободные музыкальные формы и др.
 >> Ария

итал.Aria; нем.Arie

Ария - в широком смысле - песня для голоса с аккомпанементом.
Ария - законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом с сопровождением оркестра. Обычно ария отличается широкой распевностью. Разновидностями арии являются: ариетта, ариозо, каватина и др.

Баллада

Баллада - в 19 веке - песня повествовательного характера (с драматическим и лирическим содержанием).

Баллетто

итал.Balletto

Баллетто - разновидность мадригала; вокальное сочинение танцевального характера, в текст которого вводятся дополнительные слоги, типа "фа-ля-ля".

Баллябиль

Баллябиль - танцевальный номер или балетный дивертисмент в опере.

Вильянсико

исп.Villancico

От исп.Villano - деревенский

Вильянсико - в Испании 15-16 веков - песня для одного, иногда двух или более голосов в сопровождении испанского музыкального инструмента вилуэлы. Для вильянсико характерно сочетание повествовательности с лиризмом.

Вокальная музыкальная форма

Вокально-музыкальная форма

Вокальная серенада

Вокальная серенада - обращение к возлюбленной, исполняемое в ночное время под окнами (прекрасной дамы) в знак любви и почтения.
 >> Вокальный ансамбль
Вокальный ансамбль - в опере - дуэт, терцет, квартет и т.д., в которых средствами музыки:
- обобщаются драматические ситуации;
- сопоставляются близкие или контрастные образы;
- выявляются противоречия интересов, столкновения или сближения характеров и страстей.
Часто ансамбли появляются в кульминационных или заключительных моментах драматургии.

Гетерофония

Гетерофония - тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот тип многоголосия характерен для фольклорных жанров.

Гимн

От греч.Hymnos - торжественная песнь

Гимн - торжественная песнь на стихи программного характера. Различают государственные, революционные, военные, религиозные и другие гимны.

Государственный гимн

Государственный гимн - символ государства; поэтико-музыкальное произведение, прославляющее отечество, государство, исторические события и их героев.

Григорианский хорал

нем.Gregorianischer choral

Григорианский хорал - жанр средневековой музыки католической церкви:
- исполняющийся на латинском языке;
- соединяющий по определенным правилам мелодические фразы.

Двойная фуга

Двойная фуга - фуга с двумя темами.
Двойная фуга может иметь:
- одну экспозицию, в которой темы проводятся одновременно; или
- две экспозиции для каждой темы отдельно, и в этом случае контрапунктическое соединение тем происходит в репризе.

Духовная музыка

Культовая музыка

Духовная музыка - музыка религиозного содержания, исполняемая в храме, церкви или в быту.

Затакт

Затакт - один или несколько звуков в начале музыкальной фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения.
Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта.

Зонг

От англ.Song - песня

Зонг - в театре Б.Брехта - баллада, исполняемая в виде интермедии или авторского (пародийного) комментария гротескного характера с плебейской бродяжнической тематикой, близкой к джазовому ритму.

Инвенция

От лат.Inventio - выдумка

Инвенция - небольшая двух- или трехголосная инструментальная пьеса, написанная в имитационном стиле. Часто инвенция приближается по строению к фуге или фугетте.

Инструментальная серенада

фр.Serenade

От итал.Serenatа - вечерняя музыка

Инструментальная серенада - музыкальная композиции для небольшого ансамбля, сочетающая:
- менуэты, марши и т.п.; а также
- вариации и части, написанные в формах сонаты или рондо-сонаты.

Интродукция

От лат.Introductio - введение

Интродукция - небольшое оркестровое вступление (в медленном темпе), предшествующее изложению главной партии в инструментальных произведениях крупной формы.

Кабалетта

итал.Cabaletta

Кабалетта - вокальная пьеса типа ариозо или каватины с четкой, постоянно возвращающейся ритмической фигурой. Отличительными чертами кабалетты являются:
- небольшие размеры;
- замкнутая структура;
- волевой, героический характер.

Каданс

Каденция

итал.Cadenza

Каданс - гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Различают автентический и плагальный типы каданса.

Камерное музыкальное произведение

Камерное музыкальное произведение - музыкальное произведение, написанное для небольшого числа исполнителей (инструменталистов или вокалистов).
В зависимости от количества исполнителей различают:
- дуэты - для 2-х исполнителей;
- трио или терцеты - для 3-х исполнителей;
- квартеты - для 4-х исполнителей;
- квинтеты и секстеты - для 5- и 6-ти исполнителей соответственно;
- септеты и октеты - для 7- и 8-ми исполнителей соответственно;
- нонеты и дециметы - для 9- и 10-ти исполнителей соответственно.

Канон

От греч.Kanon - образец

Канон - музыкальная форма, основанная на строгой, непрерывной имитации одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения. Голоса, участвующие в каноне, повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем эта мелодия окончится у предыдущего.

Канцона

итал.Canzone - песня

Канцона - лирическая песня в итальянской опере.

Канцонетта

итал.Canzonetta - песенка

Канцонетта - небольшая канцона; небольшая многоголосная или сольная строфическая песня (с чертами танцевальности).

Кода

фр.Coda

От лат.Cauda - хвост

Кода - дополнительный заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс.
Кода способствует завершенности сочинения; в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.

Кондукт

лат.Conductus

От лат.Conduco - сопровождаю

Кондукт - в 12-13 веках - светское или духовное полифоническое хоровое произведение на латинский текст. Для кондукта характерны:
- свободная композиция;
- отказ от использования ранее существовавших мелодий;
- использование во всех голосах единого текста и единого ритмического рисунка.

Контрапункт

Контрапункт - вид композиции, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных тем.

Кэч

Раунд

Catch

От итал.Caccia - охота

Кэч - в английской музыке 17-18 веков - круговой, бесконечный канон для трех и более голосов.
 >> Мадригал

фр.Madrigal; итал.Madrigale

От лат.Matricale - песня на родном языке

Мадригал - в 16 и 17 веках - светская многоголосная хоровая пьеса. Обычно мадригал сочинялся в строфической форме, но обязательно содержал заключительный ритурнель, в котором появлялся новый музыкальный материал.

Мадригал

Мадригал - в итальянской музыке 14 века - светский вокальный двух- или трехголосный жанр, в котором используются приемы имитационной полифонии.

Массовая песня

Массовая песня - песня, которую поют на праздниках, во время коллективных шествий, в воинском быту и т.д. Отличают:
- лирические массовые песни о любви и дружбе; а также
- детские массовые песни.

Многоголосие

Многоголосие - гармонический склад музыки, основанный на сочетании нескольких самостоятельных голосов либо на сочетании мелодии с аккомпанементом или аккордовым сопровождением.

Мотет

Motet

От фр.Mot - заповедь

Мотет - с 15 века - вокальное произведение, более развитое и торжественное по сравнению с песней. Мотеты сочинялись к разного рода торжествам.

Мотив

Мотив - в музыке - краткая мелодико-ритмическая фигура; наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения.

Музыкальная комедия

Музыкальная комедия - оперетта и другие виды музыкально-сценических произведений комедийного плана: комическая опера, зингшпиль и т.п.

Музыкальная тема

Музыкальная тема - относительно законченное музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения или его части и обычно служащее предметом дальнейшего развития.
Соотношение тем и тип их развития создают основу, на которой основывается композиционный план музыкального произведения.
 >> Народная песня
Народная песня - песня, у которой нет определенного автора. Народные песни подразделяются на обрядовые, лирические и повествовательные.

Неаполитанская песня

итал.Canzone napoletana

Неаполитанская песня - популярный в Италии жанр бытовой и эстрадной лирической песни, для которой характерны особая напевность, пластичность, изящество мелодии, большая экспрессивность.

Оперетта

итал.Operetta

От фр.Operette - маленькая опера

Оперетта - музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит комедийный характер, а разговорный диалог органически сочетается с пением, музыкальными и танцевальными эпизодами. Создателями жанра оперетты считаются Ф.Эрве и Ж.Оффенбах.

Оратория

итал.Oratoria

От лат.Oro - молю

Оратория - крупное музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра:
- написанное на драматический или библейский сюжет; и
- предназначенное для концертного исполнения.

Органум

лат.Organum

От греч.Organon - инструмент

Органум - в раннем Средневековье - форма ранней западной полифонии, в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии. В органуме все голоса имели одинаковый ритмический рисунок и записывались в свободном метре, без тактовых черт.

Остинато

итал.Ostinato

Остинато - многократно повторяющийся мелодический или ритмический оборот. С помощью остинато передается состояние тревожного ожидания, изображается комическая ситуация и т.п.

Параллельное движение

Параллельное движение - в музыке - восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние.

Период

Период - построение, в котором изложена более или менее завершенная музыкальная мысль. Иногда в форме периода строится целое произведение: романсы, прелюдии и т.п.
 >> Песня

Song

нем.Lied

Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. В песне разные стихотворные строфы (куплеты) поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз.

Полифония

Полифония - вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии ряда гармонических мелодий.
Полифоническими формами являются: фуга, фугетта, инвенция, канон.
Полифонические формы применяются для создания самостоятельных пьес и частей крупных циклических произведений.

Принцип репризы

Принцип репризы - принцип музыкального формообразования, заключающийся в повторении ранее изложенного материала после раздела, заключающего в себе развитие старого или изложение нового материала.

Разработка

Разработка - в музыке - раздел музыкальной формы произведения, в котором его тематический материал подвергается наиболее сильным изменениям. Разработка может осуществляться:
- либо путем вариационного развития ранее звучавших тем;
- либо посредством дробления темы на небольшие отрезки, которые затем подвергаются различным изменениям и др.

Религиозный гимн

Религиозный гимн - гимн, входящий в церковное богослужение и молитвенный обиход.
 >> Речитатив

итал.Recitativo

От итал.Recitare - читать вслух

Речитатив - род вокальной музыки, основанный на выразительных, эмоционально окрашенных речевых интонациях, повышениях и понижениях голоса, акцентах, паузах и т.п.
Речитативная мелодия не образует замкнутой музыкальной формы и в значительной мере подчиняется синтаксическому расчленению текста.
Обычно речитатив предназначается для сюжетной и музыкальной связи между замкнутыми вокальными формами: ария, ансамбль, хор.

Романс

исп.Romance

Романс - основной жанр вокальной камерной музыки; музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или гитары, арфы и т.п.
Романс - в России - произведение для голоса с (профессиональным) аккомпанементом на профессиональные поэтические тексты.

Рондо

фр.Rondeau; итал.Rondo

От фр.Rond - круг

Рондо - музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания. Основной тип рондо имеет вид: А-В-А-С-А, где рефрен А возвращается не менее трех раз, чередуясь с другими музыкальными эпизодами.

Связка

Связка - фрагмент второстепенного содержания, который служит переходом от одного раздела музыкальной формы к другому.

Серенада

фр.Serenade

От итал.Serenatа - вечерняя музыка

Серенада - музыкальное произведение:
- предназначенное для исполнения на улице (в ночное время); и
- посвященное определенному лицу.
Различают инструментальные и вокальные серенады.

Соло

Соло - в крупных музыкальных произведениях - самостоятельная партия или эпизод, исполняемый одним (солирующим) певцом или инструменталистом.

Сонатинная форма

Сонатинная форма - уменьшенная сонатная форма, в которой все партии менее развиты и имеют более легкое содержание.
 >> Сонатная форма
Сонатная форма - наиболее развитая циклическая форма инструментальной музыки, для которой характерны:
- три крупных обязательных раздела: экспозиция, разработка и реприза; и
- принцип противопоставления двух или более тем, позволяющий воплощать значительные образные контрасты;
Часто в сонатной форме встречаются два необязательных раздела: вступление и кода (общее заключение).
Сонатная форма используется в первых частях сонатно-циклических произведений, а также в увертюрах, поэмах и других самостоятельных сочинениях.
 >> Формы оперной музыки
Формы оперной музыки - исторически сложившиеся формы оперного искусства:
- вокальные формы: ария, ариозо, песня, монолог, речитатив, ансамбль, хор; и
- симфонические средства выразительности: увертюра, антракт, танец.
 >> Фуга

нем.Fuge

От лат.Fuga - бегство

Фуга - высшая форма полифонических произведений, основанная на имитационном проведении одной, двух и более тем во всех голосах по определенному тонально-гармоническому плану. Различают:
- простые фуги на одну тему; и
- сложные фуги на две, три и более тем.

Хит

нем.Hit

Хит - особенно успешный шлягер. Обычно хит определяют по показателям продажи пластинок и числу заказов.
 >> Хорал

нем.Сhoral

От лат.Cantus choralis - хоровое песнопение

Хорал - торжественное хоровое церковное песнопение. Мелодии хоралов отличаются возвышенным характером.
Для католической церкви характерны одноголосные хоралы, предназначенные для пения в унисон.
Для протестантсткой церкви характерны многоголосные хоралы.

Циклическая музыкальная форма

Циклическая музыкальная форма - музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основными циклическими формами являются сюита и сонатная форма.

Цыганский романс

Цыганский романс - жанр русского романса, сформировавшуюся к середине 19 века на основе русских народных песен и бытовых романсов под влиянием своеобразной манеры исполнения певцами-солистами и гитаристами-аккомпаниаторами хоров петербургских и московских цыган.
Для цыганского романса характерны:
- эмоциональная насыщенность;
- сочетание напевности и декламационности;
- специфическая гитарная фактура сопровождения с переборами аккордов и контрапунктирующим с вокальной мелодией басом.

Шлягер

От нем.Schlager - гвоздь сезона

Шлягер - явление массовой культуры; эстрадная песня или мелодия, имеющая успех у публики.

Эпизод

Эпизод - раздел крупной музыкальной формы, построенный в особой тональности на новой теме, а иногда - в другом темпе.
 >> Эстрадная песня
Эстрадная песня - песня, которая поется исполнителем-профессионалом с эстрады.

  Первый  <<  Предыдущий

 Оглавление глоссария No.3389
(2-е расширение)

Следующий  >>  Последний 

Музыкальная форма / Ария / Баллада / Баллетто / Баллябиль / Вильянсико / Вокальная музыкальная форма / Вокальная серенада / Вокальный ансамбль / Гетерофония / Гимн / Государственный гимн / Григорианский хорал / Двойная фуга / Духовная музыка / Затакт / Зонг / Инвенция / Инструментальная серенада / Интродукция / Кабалетта / Каданс / Камерное музыкальное произведение / Канон / Канцона / Канцонетта / Кода / Кондукт / Контрапункт / Кэч / Мадригал / Мадригал / Массовая песня / Многоголосие / Мотет / Мотив / Музыкальная комедия / Музыкальная тема / Народная песня / Неаполитанская песня / Оперетта / Оратория / Органум / Остинато / Параллельное движение / Период / Песня / Полифония / Принцип репризы / Разработка / Религиозный гимн / Речитатив / Романс / Рондо / Связка / Серенада / Соло / Сонатинная форма / Сонатная форма / Формы оперной музыки / Фуга / Хит / Хорал / Циклическая музыкальная форма / Цыганский романс / Шлягер / Эпизод / Эстрадная песня


Библиография  |  webadmin@glossary.ru
Copyright © 2000-2020 «Web-and-Press»

  

Курильский бобтейл;
Служебная библиотека
СИАРЕС

Деловой двор
Бухгалтерский учет для


  


Rambler's Top100
Rambler's Top100