Потребительский спрос - спрос населения на товары и услуги.
Блага Гиффена
Парадокс Гиффена
Giffen goods;
Giffen paradox
Блага Гиффена - блага, спрос на которые может возрастать по мере роста их цены, в
силу того, что эти блага занимают слишком большую долю в ограниченном
потребительском бюджете. В результате эффект дохода перевешивает эффект замещения.
Повышение цены на некоторый продукт, составляющий основную долю в бюджете семьи,
приведет к тому, что ничего другого семья не сможет себе более позволить и
полностью перейдет на этот продукт.
Вертикальное расширение спроса
Vertical expantion of demand
Вертикальное расширение спроса - увеличение спроса, связанное с ростом
покупательной способности населения при неизменном количестве товара.
Взаимодополняющие товары
Товары-дополнители
Complementary goods;
Complements
Взаимодополняющие товары - товары или услуги, для которых существует обратное
соотношение цены и спроса: повышение цены на один товар вызывает сокращение спроса
на другой.
Виды маркетинга, определяемые состоянием спроса - демаркетинг, стимулирующий
маркетинг, конверсионный маркетинг, ремаркетинг, синхромаркетинг,
противодействующий маркетинг, поддерживающий маркетинг и развивающий маркетинг.
Горизонтальное расширение спроса
Horizontal expantion of demand
Горизонтальное расширение спроса - увеличение спроса, связанное с ростом населения
при неизменном доходе на душу населения.
Демонстрационный эффект
Imitation effect
Демонстрационный эффект - заразительное воздействие уровня потребления одной
социальной группы на другую. Демонстрационный эффект проявляется как ощущение новых
потребностей и затрагивает не все составляющие потребления, а лишь внешне, наиболее
выразительные.
В развитых странах демонстрационный эффект является мощным стимулом массового
потребления.
Детерминанты спроса
Неценовые факторы спроса
Determinants of demand;
Nonprice determinants of demand
Детерминанты спроса - факторы, помимо цены, влияющие на спрос. К детерминантам
спроса относят:
- уровень личных располагаемых доходов потребителей;
- инфляционные либо дефляционные ценовые ожидания;
- изменения цен на сопряженные товары;
- социально-экономические факторы: размер рынка, реклама, вкусы и предпочтения,
сезонность, изменения в законодательстве, катаклизмы и т.п.
Закон спроса
Law of demand
Закон спроса - экономический закон наличия обратной зависимости между ценой и
величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода.
Причина обратной зависимости состоит в том, что по мере потребления каждой
последующей дополнительной единицы товара или услуги ее дополнительная полезность
для потребителя будет снижаться.
Кривая спроса - графическое отображение взаимосвязи между рыночной ценой товара или
услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели.
На графике спрос представляется убывающей кривой, отражающей тот факт, что по мере
снижения цен на товары и услуги количество их покупок возрастает.
Насыщение спроса
Demand saturation
Насыщение спроса - значительное превышение товарного предложения относительно
уровня спроса при стабильном уровне доходов и цен. В нормальных условиях объем
товарного предложения превышает уровень спроса на величину товарных запасов
необходимых для бесперебойной торговли и оптимального удовлетворения требований
покупателя.
Независимые товары
Independent goods
Независимые товары - товары и услуги, между ценами на которые нет связи.
Нерациональный спрос
Irrational demand
Нерациональный спрос - спрос на товары, которые неблагоприятны для здоровья
человека: алкоголь, табачные изделия и др.
Низшие блага
Inferior goods
Низшие блага - блага, которые потребители покупают в меньших или больших
количествах при любых ценах, когда их доходы соответственно увеличиваются или
уменьшаются.
Нормальные блага
Normal goods
Нормальные блага - блага, потребление которых возрастает с ростом доходов
потребителей, что приводит к увеличению спроса на них.
Объем спроса
Величина спроса
Quantity demanded
Объем спроса - количество товара или факторов производства, которые конечные
потребители или фирмы покупают в заданный промежуток времени. Объем спроса зависит
от цены, дохода потребителей и некоторых других факторов.
Падение спроса
Decrease in demand
Падение спроса - уменьшение спроса на товар или услугу при любой цене.
На графике падение спроса представляется смещением кривой спроса влево.
Покупательная способность
Purchasing capacity;
Buying power
Покупательная способность - потребность в товарах и услугах, обеспеченная наличными
денежными средствами.
Покупательная способность населения
Purchasing power of population
Покупательная способность населения - платежеспособный спрос населения на все виды
товаров народного потребления и услуг.
Покупательная способность населения формируется на основе:
- доходов населения;
- сумм сбережений;
- условий предоставления потребительского кредита;
- уровня действующих цен;
- социальной политики государства;
- демографических факторов и др.
Прогнозирование спроса
Forecasting of demand
Прогнозирование спроса - исследование будущего спроса на товары и услуги в целях
обоснования соответствующих производственных планов. Различают краткосрочное
(конъюнктурное), среднесрочное и долгосрочное прогнозирование спроса.
Сезонность
Seasonality
Сезонность - регулярные изменения спроса и предложения в зависимости от времени
года.
Совокупный спрос - категория макроэкономики, характеризующая планируемые расходы на
конечные товары и услуги в экономике в целом. Совокупный спрос зависят от уровня
цен, размера доходов населения, намерений на будущее, налогов, правительственных
расходов и денежного предложения. Совокупный спрос подразделяется на:
- спрос домохозяйств;
- спрос на инвестиции;
- спрос на товары и услуги со стороны государства;
- спрос на экспортно-импортные товары.
Спрос - количество товаров и услуг, которое может быть реализовано в заданный
период на рынке при существующем уровне цен. Различают: потенциальный, снижающийся,
колеблющийся, негативный, полный, чрезмерный и иррациональный виды спросов.
Стимулирование покупателей - средства воздействия, стимулирующие спрос и
продвижение товаров и услуг:
- сэмплинг, дегустации, демонстрации;
- купоны, льготные покупки, скидки, премии;
- конкурсы, розыгрыши, игры, лотереи, викторины для потребителей.
Товары-заменители
Substitute goods
Товары-заменители - взаимозаменяемые товары или услуги, для которых существует
прямая связь между ценой на один из них и спросом на другой: повышение цены на один
товар вызывает увеличение спроса на другой.
Увеличение спроса
Increase in demand
Увеличение спроса - увеличение количества товаров и услуг, на которое предъявляется
спрос по любым ценам.
На графике увеличение спроса представляется смещением кривой спроса вправо.
Управление спросом населения
Population demand management
Управление спросом населения - целенаправленное воздействие на процессы
формирования и развития платежеспособного спроса населения:
- для достижения необходимой сбалансированности между спросом и предложением,
- для рационализации структуры спроса и потребления и др.