Стартовая страница
Тематическая группировка Расширить глоссарий Первый глоссарий Предыдущий глоссарий Основные темы Следующий глоссарий Последний глоссарий
 Глоссарий

Сонатная форма

Оглавление 

Входы 

Камерные музыкальные произведения >

Музыкальные пьесы >

Музыкальные формы >

Циклические музыкальные произведения >

Циклические музыкальные формы >


 

§ Музыка

Сонатная форма

Сонатная форма - наиболее развитая циклическая форма инструментальной музыки, для которой характерны:
- три крупных обязательных раздела: экспозиция, разработка и реприза; и
- принцип противопоставления двух или более тем, позволяющий воплощать значительные образные контрасты;
Часто в сонатной форме встречаются два необязательных раздела: вступление и кода (общее заключение).
Сонатная форма используется в первых частях сонатно-циклических произведений, а также в увертюрах, поэмах и других самостоятельных сочинениях.

 Выходы


 

Сонатная форма

Сонатная форма - наиболее развитая циклическая форма инструментальной музыки, для которой характерны:
- три крупных обязательных раздела: экспозиция, разработка и реприза; и
- принцип противопоставления двух или более тем, позволяющий воплощать значительные образные контрасты;
Часто в сонатной форме встречаются два необязательных раздела: вступление и кода (общее заключение).
Сонатная форма используется в первых частях сонатно-циклических произведений, а также в увертюрах, поэмах и других самостоятельных сочинениях.

Интермеццо

итал.Intermezzo

От лат.Intermedius - промежуточный

Интермеццо - инструментальная пьеса, занимающая промежуточное положение:
- между двумя более важными частями циклического произведения; или
- между основными разделами одночастной композиции.

Интрада

Интрада - музыкальная пьеса величавого характера, включавшаяся в сюиту в качестве вступительной части.

Квартет

итал.Quartetto

От лат.Quartus - четвертый

Квартет - музыкальное произведение (в форме сонатного цикла) для ансамбля из четырех исполнителей.

Квинтет

итал.Quintetto

От лат.Quintus - пятый

Квинтет - музыкальное произведение (в форме сонатного цикла) для ансамбля из пяти исполнителей.

Партия

Партия - раздел экспозиции и репризы сонатной формы.

Разработка

Разработка - второй раздел сонатной формы, в котором интенсивно развивается тематический материал экспозиции.
В разработке контраст доводится до высшей фазы своего противопоставления, вплоть до вызревания нового качества в материале, в способах развертывания материала, в драматургии движения тональных планов.

Реприза

Реприза - в третий раздел сонатной формы, в котором вновь проходит материал экспозиции с изложением главной и побочной партий в одной (основной) тональности.
В этой части разрешается накопившийся заряд противоречий, отстраняются предшествующие формы развития и одновременно происходит возвращение к исходному материалу с преобразованием его в новое качество.

Рефрен

От фр.Refrain - припев

Рефрен - в широком смысле - раздел музыкального произведения, который без всяких изменений повторяется не меньше трех раз.
Рефрен - в рондо - неизменная главная тема, многократно повторяющаяся в чередовании с контрастными эпизодами.

Секстет

нем.Sextett

От лат.Sextus - шестой

Секстет - сочинение, написанное в форме сонатного цикла:
- для шести инструментов; или
- для шести певческих голосов.

Сонатинная форма

Сонатинная форма - уменьшенная сонатная форма, в которой все партии менее развиты и имеют более легкое содержание.

Циклическая музыкальная форма

Циклическая музыкальная форма - музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основными циклическими формами являются сюита и сонатная форма.

Часть

Часть - относительно самостоятельный раздел крупной музыкальной формы с отчетливо выраженными началом и завершением.

Экспозиция

Экспозиция - в сонатной форме - первый раздел сонатной формы, представляющий основные виды контрастных противопоставлений и обычно состоящий из четырех партий:
- главной, в которой излагается первая тема в основной тональности;
- связующей, которая готовит тему побочной партии;
- побочной, в которой излагается побочная партия в доминантовой или параллельной тональности;
- заключительной, в которой излагается новая тема или ряд мотивов и фраз завершающего характера.

Эпизод

Эпизод - в рондо - каждый из разделов, чередующихся с главным разделом (рефреном).

  Первый  <<  Предыдущий

 Оглавление глоссария No.5638
(1-е расширение)

Следующий  >>  Последний 

Сонатная форма / Интермеццо / Интрада / Квартет / Квинтет / Партия / Разработка / Реприза / Рефрен / Секстет / Сонатинная форма / Циклическая музыкальная форма / Часть / Экспозиция / Эпизод


Библиография  |  webadmin@glossary.ru
Copyright © 2000-2020 «Web-and-Press»

  

Курильский бобтейл;
Служебная библиотека
СИАРЕС

Деловой двор
Бухгалтерский учет для


  


Rambler's Top100
Rambler's Top100