Стартовая страница
Тематическая группировка Расширить глоссарий Первый глоссарий Предыдущий глоссарий Основные темы Следующий глоссарий Последний глоссарий
 Глоссарий

Художественные средства

Оглавление 

Входы 

Живопись >

Композиции художественных произведений >

Натура >

Параметры цвета >

Рисунки >

Художественные произведения >

Цвета >


 

§ Искусство

Художественные средства

Художественные средства - композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и другие изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения.

 Выходы

 >> Выразительные средства живописи

 >> Перспектива

 >> Светотень

 >> Цветовые гаммы


 

Художественные средства

Художественные средства - композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и другие изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения.

Акцент

Акцент - в изобразительном искусстве - прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве некоторой фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.

Валер

От фр.Valeur - ценность

Валер - в живописи и графике - оттенок тона:
- выражающий определенное соотношение света и тени;
- служащий для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерном соотношении и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета.
Валеры показывают тончайшие оттенки, возникающие при взаимодействии предметов и среды.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива - тональная перспектива, при которой глубина пространства на снимке создается благодаря наличию воздушной дымки.
Воздушная перспектива определяет изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя, вследствие увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом.
 >> Выразительные средства живописи
Выразительные средства живописи - художественные средства живописи:
-1- цвет;
-2- рисунок;
-3- композиция; а также
-4- фактура красочной поверхности; и
-5- выразительность мазков.
Построение объема и пространства в живописи связано:
- с линейной и воздушной перспективой;
- со светотеневой моделировкой;
- с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов.

Графические средства

Графические средства - выразительными средства рисунка: контурные линии, штрихи, пятна.
Различные сочетания графических средств:
- позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты;
- осуществлять пластическую моделировку рисунка.

Деформация

Деформация - в искусстве - художественный прием:
- усиливающий выразительность образа; и
- состоящий в изменении видимой формы в изображении.

Колорит

итал.Colorito

От лат.Color - краска

Колорит - образующая эстетическое единство система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства. Колорит:
- служит средством эмоциональной выразительности в живописи, в цветной графике, во многих произведениях декоративного искусства;
- является существенным компонентом художественного образа, вызывающим ответные эмоции зрителей;
- может быть теплым или холодным, спокойным или напряженным, ярким или блеклым.
Исторически сложились две колористические тенденции:
-1- тенденция, связанная с применением системы ограниченных количественно локальных цветов;
-2- тенденция, стремящаяся к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использующая валеры и рефлексы.

Контраст

Контраст - в изобразительном искусстве - сопоставление некоторых противоположных качеств, способствующее их усилению. В композиционном построении контраст служит художественным приемом, позволяющим выделить главное и добиться большая выразительности образов. Обычно выделяют цветовые и тональные контрасты.

Локальный цвет

Локальный цвет - в живописи - основной и неизменный цвет изображаемых объектов, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и пр.

Моделировка

От фр.Modeler - лепить

Моделировка - в художественном творчестве - передача рельефа, формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения.
В рисунке моделировка осуществляется светотенью с учетом перспективного изменения форм.
В живописи форма моделируется цветом.
В скульптуре моделировка осуществляется в процессе лепки и обработки трехмерных форм.

Наблюдательная перспектива

Наблюдательная перспектива - изображение "на глаз" всевозможных изменений форм предметов.

Обратная перспектива

Inverted perspective

фр.Perspective inverse

Обратная перспектива - условная система приемов построения трехмерного пространства и объемных предметов, заключающаяся:
- в разделении пространства на самостоятельные зоны;
- в распластывании изображения на плоскости;
- в совмещении нескольких точек зрения; и
- в увеличении размеров предметов по мере их удаления от переднего плана.
Считается, что обратная перспектива:
- образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя;
- отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой форме.
 >> Перспектива

Perspective

От лат.Perspicio - ясно вижу

Перспектива - система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.
В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Полутон

Полутон - переходный тон между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета. Использование полутонов в произведениях искусства способствует:
- бОльшей тонкости моделировки форм;
- бОльшей мягкости переходов тона в тон.

Прямая перспектива

Линейная перспектива; Научная перспектива

Прямая перспектива - система перспективы:
- рассчитанная на фиксированную точку зрения; и
- предполагающая единую точку схода на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере удаления их от переднего плана.
 >> Светотень

Chiaroscuro

фр.Clair-obscur; нем.Helldunkel

Светотень - градации светлого и темного, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Градациями светотени являются: свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения.

Сферическая перспектива

Сферическая перспектива - перспектива, в которой имеются:
- несколько точек зрения;
- наклон вертикальных осей к центру; и
- разворот плоскостей к переднему плану.
Сферическую перспективу использовали П.Сезанн и К.С.Петров-Водкин.

Тональная перспектива

Цветовая перспектива

Тональная перспектива - исчезновение четкости и ясности очертаний по мере удаления от глаз наблюдателя, сопровождаемое уменьшением насыщенности цвета, при котором:
- в отдалении цвет теряет свою яркость;
- контрасты светотени смягчаются;
- глубина кажется более светлой, чем передний план.

Тональный контраст

Тональный контраст - сопоставление светлого и темного.

Фактура

От лат.Factura - строение

Фактура - в живописи и скульптуре - материальные, осязаемые свойства поверхности художественного произведения, использованные как средство правдивого изображения действительности.

Художественная техника

От греч.Techne - мастерство

Художественная техника - совокупность знаний, навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение.

Художественная форма

Художественная форма - в изобразительном искусстве - композиционная построенность; единство средств и приемов, реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел.
 >> Цветовая гамма

Красочная гамма

Цветовая гамма - ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения. Различают теплые, горячие, холодные, яркие, блеклые, светлые и другие цветовые гаммы.

Цветовой контраст

Цветовой контраст - сопоставление дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте.
Контрасты дополнительных, холодных и теплых цветов являются неотъемлемым элементом цветового решения картин.

Цветовой рефлекс

Цветовой рефлекс - в живописи - оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы:
- возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов;
- обнаруживают взаимодействие различно окрашенных объектов.

  Первый  <<  Предыдущий

 Оглавление глоссария No.7040
(1-е расширение)

Следующий  >>  Последний 

Художественные средства / Акцент / Валер / Воздушная перспектива / Выразительные средства живописи / Графические средства / Деформация / Колорит / Контраст / Локальный цвет / Моделировка / Наблюдательная перспектива / Обратная перспектива / Перспектива / Полутон / Прямая перспектива / Светотень / Сферическая перспектива / Тональная перспектива / Тональный контраст / Фактура / Художественная техника / Художественная форма / Цветовая гамма / Цветовой контраст / Цветовой рефлекс


Библиография  |  webadmin@glossary.ru
Copyright © 2000-2020 «Web-and-Press»

  

Курильский бобтейл;
Служебная библиотека
СИАРЕС

Деловой двор
Бухгалтерский учет для


  


Rambler's Top100
Rambler's Top100